Начало недели было посвящено экзаменам на почетное звание связиста и по безопасности работ на дорогах общественного пользования.
Как замечание - в финской армии звание зачастую показывает и воинскую профессию. Например, в линии
Вот один из экзаменов на специальность в понедельник-то и был. Сначала - теоретическая часть, с пару-тройку десятков вопросов, где тестового плана (с вариантами ответов), где обычного, когда надо писать. Мне и финну, приехавшему на службу из Штатов (и не говорящему по-фински вообще) выдали вопросы и разрешили писать по-английски.
Затем практическая часть - вызывают по паре в комнату и дают задания. При выполнении задания отслеживается последовательность действий и за каждое верное действие дается очко. Практических этапа было три - настроить и отослать закодированное текстовое сообщение с помощью пэйджера, прозвонить и определить тип, состояние и длинну кабеля, наладить выносную радио-точку. Ничего сверхсложного, но на каких-то нюансах я вполне ожидаемо терял очки. :)
В итоге из сорока человек пара-тройка экзамен не сдала, пять человек (среди них я и англоязычный финн) получили "отлично", мой результат вообще был вторым во взводе - 87 баллов из 90. Для человека с двумя айтишными образованиями, в общем, связист - самое то. :) Американец, кстати, тоже в айти работал - занимался организацией оптоволоконных сетей. :)
Дальше - экзамен по безопасности работ на дорогах. Связанно это с тем, что мы будем прокладывать оптоволокно вдоль дорог, а по финским законам все, принимающие участие в работах на дорогах, должны прослушать курс и пройти сертификацию. Опять-таки, я и штатовец получили материалы (а после - и вопросы) на английском, остальные - на финском.
Материалы - восемьдесят страниц печатного занудно-формального текста, учить никто не заставляет, на тестировании можно ими пользоваться. Тест прошли все... кроме одного из младших сержантов. :)
Материал по безопасности работ на дорогах - охрененно увлекательное чтиво.
Кстати, примерно так мы готовились и во время самподов на сборах в России. :)
После всех тестов огласили список переезжающих в другую часть. Вообще-то список должен был состовляться исходя из желания и результатов тестов, но переезжать должно было 10 человек, и ровно столько же выразило желание ехать. Так что обошлисть без результатов: среди других уехали в итоге лучший по итогам тестов и тесты непрошедший. Меня ж больше расстроил отъезд соседа по комнате, немного растяпистого, но надежного здоровяка с потрясающе светлой улыбкой.
На следующий день, в среду, началась, пожалуй, самая интересная часть курса - оптоволокно. Пока только базовые вещи - соединение с использованием коннекторов, замер и прозвон, фиксация в поле с помощью строп и спиралей, автоматическая лебедка для трехкилометровых катушек. Вообще с оптоволокном работать приятнее, чем с обычным кабелем: кладется оно в основном вдоль дорог, с кузова грузовика, соединяется просто, ну и вообще интереснее.
В среду же был дембель у тех, кто пришел прошлым летом и служил 270 дней. По части шлялись
В четверг мы должны были закрепить полученные знания по оптоволокну. В восемь марш километра три, тройка полевых упражнений (пересечение дороги по верху, пересечение дороги по низу и работа регулировщиком движения в районе работе - опять-таки требование закона) и вперед. Рота разбилась на группы, пара человек сидели с катушкой в кузове, часть бежала позади грузовика и крепила кабель, две группы готовили пересечение дорог - все для того, чтобы кабель клали как можно скорее. Я попал в группу, обеспечивающую пересечение дорог, и вызвался на самую веселую обязанность - лезть наверх крепить кабель. :) Лазить надо было по приставной лестнице (очень качественная, кстати - два колена, алюминиевая, длинная, но легкая), но все равно определенный кайф от нахождения наверху присутствовал. :) Заодно и с лестницей побегал - тоже здорово. Ровно так же в обратном порядке кабель и собирается - на автоматическую лебедку в движущемся грузовике. Все было просто здорово, если не считать погоды - снега по колено (а местами и повыше) да проливной дождь. :)
В пятницу параллельно со сборами поболтал с кадровым сержантом - тот показал армейские полевые серваки, использующие оптоволокно. После антикварного ТА-57 было удивительно видеть полноценные коробки с какой-то линуксовой осью на борту, кучей Ethernet-разъемов и прочей современной начинкой. Причем не просто видеть, но и знать, что это реально используется.
В пятницу нас отпускали в увольнительную, соотвественно, раннего ужина нам уже не доставалось. Я, помня об этом, положил себе от души картошки с лососем, и уже когда все доедал, узнал, что после обеда у нас тесты на физформу. Раздувшийся, как клоп, я впервые (каюсь) пошел выбрасывать недоеденное, но было поздно - на какую-либо физическую активность в ближайшие два часа я был не готов. Идти по пути топ-моделей и отдавать сразу съеденное белому другу не позволяли моральные принципы. :) Но мне повезло - тесты перенесли. :)
Дальше - по знакомому сценарию: "хотите быстрее домой? быстро чистить винтовки! к проверке комнат товсь! равнясь! смирно! в увольнительную марш!". Все.
Следующие выходные в части.
2 комментария: